Маркировка нейроконтента: этические вопросы времени высоких технологий

Назад
10.02.2025
Актуальное

Маркировка контента, созданного нейросетями — это большой шаг вперед в процессе упорядочивания работы с искусственным интеллектом. Маркировки позволяют ориентироваться в контенте и избежать дезинформации посредством сгенерированного контента. В Online Market Intelligence провели опрос о маркировке контента, созданного нейросетями. Целью исследования было выяснить считают ли важным маркировать такой контент пользователи Рунета, а также кого они считают финально ответственными за нейроконтент — человека-автора или разработчика нейросети?

Основные выводы: Среди контента, сгенерированного искусственным интеллектом, наиболее часто респонденты сталкиваются с:
  • изображениями и фотографиями (74%),
  • короткими видеороликами — тиктоки, рилсы, шортсы и т.д (44%),
  • музыкальными треками и композициями (30%),
  • озвучкой и дикторским текстом (29%),
  • звуковыми эффектами (28%).
Большинство респондентов (76%) видят контент, сгенерированный ИИ, по крайней мере несколько раз в неделю, еще 15% видят несколько раз в месяц, и лишь малая часть (2%) участников опроса сталкивается с подобным контентом реже раза в месяц.

Сгенерированный контент обычно распознают по неестественности или странным формулировкам, деталям (38%), по слишком «идеальному» или «гладкому» виду контента (37%), по стилю написания текста, рисунка (30%), по источникам (29%), по однотипности и повторяемости фраз и элементов (22%). Знают о существовании маркировки контента, созданного с помощью искусственного интеллекта, чуть меньше половины респондентов (43%), большинство из них (80%) видели такие маркировки. Чуть больше половины (57%) среди всех респондентов, сказали, что видели маркировку на контенте, сгенерированном с помощью ИИ. Респонденты, видевшие маркировку, считают, что ее достаточно (93%), чтобы определить, что перед ними контент, созданный с помощью искусственного интеллекта.

Маркировку контента, созданного ИИ, в Рунете чаще всего считают важной или очень важной (81%). Относительно ответственности за достоверность информации мнения разделились: 44% считают ответственными компании и пользователей, которые создают и размещают сгенерированный контент, 43% — разработчиков ИИ, а 40% — платформы, где сгенерированный контент размещен, при этом в качестве основной ответственности чаще всего упоминаются компании и пользователи (33%) и разработчики ИИ (32%). Это указывает на необходимость совместной ответственности всех сторон в создании и использовании ИИ-контента.

Повышение осведомленности о работе ИИ считается важным для подавляющего большинства респондентов (89%). Наиболее эффективными способами информирования населения считаются социальные сети (53%), сайты поисковиков (49%), а также публикации в СМИ (41%). Это подчеркивает важность многоканального подхода к коммуникации.

Пробовали создавать контент с помощью нейросетей 40% респондентов. Почти половина (48%) создателей контента заявили, что уже публиковали материалы, сгенерированные ИИ. При этом 57% из тех, кто публиковал такой контент, регулярно отмечают его как сгенерированный ИИ.

Метод: онлайн-опрос по собственной панели Online Market Intelligence — случайный отбор респондентов после предварительного таргетирования по заданным критериям (пол/возраст/география).
Целевая аудитория: мужчины и женщины в возрасте 18-54, которые сталкивались в последние полгода с контентом, сгенерированным искусственным интеллектом (ИИ).
Размер выборки: 1017 респондентов.
География: Россия, города с населением 100 тыс. и более.
Сроки полевых работ: ноябрь 2024
маркировка нейроконтента