Главное
Первая четверка брендов — Samsung, Nike, Adidas и Apple — сохранила свои ведущие позиции в рейтинге Toп-20 проекта «Любимые бренды россиян» компании OMI (Online Market Intelligence). В Топ-20 вошли сразу три российские технологические компании — Яндекс (6 место), Сбер (13 место) и Озон (17 место). Полные результаты и описание проекта можно видеть на сайте top20brands.ru.
Основные наблюдения
Многие бренды из покинувших российский рынок сохранили свои позиции в рейтингах, а некоторые даже заметно их улучшили. Остались в числе лидеров Топ-20 бренды Samsung, Adidas, Nike и Apple.
Появление немецких автобрендов в Топ-20 стало одним из трендов 2023 года. Прошлогодний обладатель пятой строчки Xiaomi (он опустился на седьмое место) неожиданно уступил свою позицию BMW, который поднялся сразу на 12 пп. И это при том, что автоконцерн принял решение уйти из России. Восьмое место занял бренд Mercedes-Benz, который вернулся в Топ-20 после пятилетнего отсутствия, а на одиннадцатом месте обосновался бренд Audi. Стоит отметить, что опрос проводился до знакового отключения этими немецкими компаниями российских пользователей от своего ПО в середине августа.
2023 год предсказуемо стал прорывом для некоторых российских брендов, которые сумели воспользоваться сложившейся ситуацией. В Топ-20 вошли сразу три российские технологические компании — Яндекс (6 место), Сбер (13 место) и Озон (17 место).
Корейский бренд KIA впервые попал в Топ-20 и занял девятнадцатое место.
«Бренды-заменители», которые позиционировали себя как аналоги ушедших брендам, не добились заметного успеха. За редкими исключениями — «Вкусно и точка» вместо McDonald's, «Добрый» вместо Coca Cola.
Степень консерватизма потребителей сохраняется на весьма высоком уровне. Число категорий, в которых сменился лидер, в 2023 году осталось тем же, что и года назад — 15 (в 2021 их было 10). Лишь в четырех категориях новый лидер занимал место ниже второго (два раза третье, два раза четвертое).
Китайские бренды не добились существенного успеха в сравнении с прошлым годом ни в одной категории.
Zara опустилась на шесть позиций и заняла двенадцатую строчку, также заметно «провалились» Sony, Puma, LG и BOSCH.
В 2023 году покинули рейтинг Mcdonalds, Coca-Cola, H&M, Reebok и IKEA.
По сравнению с прошлогодним рейтингом покинули Топ-20 «ВкусВилл» и «Простоквашино», а позиции отечественных производителей одежды Gloria Jeans и Ostin заметно «просели». И это при том, что за исключением «Простоквашино», эти бренды не имеют к глобальным компаниям никакого отношения.
В 2023 году в рейтинг добавилась новая категория – «Автозаправочные станции (АЗС)», где победителем стал бренд «Лукойл».
Как и в прошлом году, в 2023 году смена лидера произошла в 15 категориях. По сравнению с прошлым годом, когда российский бренд сместил с первой позиции бренд глобальный сразу в четырех категориях, в 2023 году подобная «рокировка» произошла только в двух отраслевых рейтингах. В категории «Товары для детей» «Детский мир» впервые вытеснил Lego, который бессменно занимал первую строчку с 2013 года. Впрочем, в данном случае речь идет практически о ничьей, ведь показатели оказались почти идентичными. В категории «Сервисы для путешествий» первую строчку впервые занял «Яндекс», а прошлогодний победитель Booking оказался в 2023 году на четвертом месте.
Достаточно необычная перестановка произошла в категории «Шампуни», где глобальный бренд Head & Shoulders вернул себе первую позицию, вытеснив с первого места российский бренд «Чистая линия». И это несмотря на то, что последний принадлежит глобальной компании Unilever, которая решила не уходить с российского рынка. Интересно, что другой бренд из портфеля Unilever – Dove - уступил лидерство в категории «Средства по уходу за телом». Победителем в этой категории стал бренд Nivea, который, предпочел уходить «не громко». Так, в ноябре 2022 года стало известно о том, что компания начала размещать рекламу после заявления об остановке коммерческой деятельности в России.
В категории «Сладкие газированные напитки» российский бренд «Напитки из Черноголовки» сохранил за собой первую строчку, а Coca-Cola и Pepsi опустились на две и три позиции соответственно. При этом в Топ-10 впервые появился бренд «Добрый», который сразу занял вторую строчку, значительно обогнав по показателям Coca-Cola.
Nike и Adidas по-прежнему занимают лидирующие позиции в категориях «Одежда» и «Обувь», а состав участников практически не изменился. Zara за один год опустилась лишь на одну строчку в категории «Одежда», а «заменившего» её бренда Maag, как турецких брендов, в рейтинге по-прежнему нет. Из отечественных игроков можно выделить лишь появление бренда «Твоё» в категории «Одежда».
Методика исследования. Исследование «Любимые бренды россиян» проводится ежегодно с 2008 года. В ходе каждой волны методом онлайн-опроса опрашивают 1500 человек. Респондентов просят назвать без подсказки не более трех своих любимых брендов (если они есть) вне зависимости от категории. Затем каждого опрашиваемого просят аналогично назвать любимые бренды в каждой из категорий, продукты которой они потребляют или услугами которой они пользуются. Число категорий год от года варьирует, в 2023 году их было 67. Выборка квотная стратифицированная, респондентов выбирают случайным образом из access панели OMI из числа людей в возрасте 18 – 55 лет, проживающих в городах с населением свыше миллиона человек. Более подробно методика исследования описана на сайте проекта.
Ниже вы найдете нашу стандартную форму запроса стоимости услуг. Известно, что в сфере маркетинговых исследований нет стандартных цен — все зависит от сложности проекта. Пожалуйста, заполните форму, и мы вышлем вам расчет в течение нескольких часов. Мы гибко подходим к вопросам ценообразования: у нас есть программа лояльности клиентов, скидки на объем, а также скидка в размере 10% на первый заказ.
Мы открыты для профессионалов своего дела, и даже, если у нас нет Вакансии по фашему профилю, но вы хотите влиться в нашу команду, мы открыты для предложений всегда.